Как построить успешную
карьеру в финансах


Карьера в финансах для многих выглядит привлекательно как с точки зрения потенциального дохода, так и с точки зрения перспектив профессионального роста. Этот путь развития карьеры часто рассматривают те, кто занимает позиции главных бухгалтеров и бухгалтеров на участках, аудиторов и налоговых консультантов, экономистов, сотрудников плановых отделов и специалистов кредитных организаций. В этой статье разберем, как построить успешную карьеру в финансах, если начинаешь ее не сразу после получения профильной специальности в вузе.
Какие задачи решает современный финансовый директор
Финансовый директор современной компании — это второе лицо после руководителя. В его обязанности входят тактическое и стратегическое планирование, контроль затрат и управление рисками, составление и анализ отчетности. Кроме того, он занимается управлением информационными системами бизнеса, подбором и обучением финансовых кадров.

В руках финансиста решение таких актуальных для бизнеса задач, как:
  • обеспечение остатка денежных средств на счетах после проведения платежей;
  • повышение привлекательности компании для банков и инвесторов;
  • привлечение капитала для финансирования инвестиционных проектов;
  • ликвидация кассовых разрывов;
  • сокращение финансового цикла;
  • рост маржинальности;
  • увеличение свободного денежного потока;
  • изменение оборачиваемости элементов оборотного капитала;
  • сокращение расходов компании и т. д.

Для успешного решения этих задач финансисту необходимо обладать определенным набором навыков и компетенций.

Какие компетенции нужны для построения карьеры в финансах

Финансовый директор должен обладать профессиональными знаниями, навыками и умениями, функциональными и управленческими компетенциями и другими важными для этой позиции качествами.

К профессиональным знаниям, навыкам и умениям, как правило, относятся сферы планирования, учета, анализа и контроля. Например, финансовое моделирование, кассовое планирование, бюджетирование, организация и ведение управленческого учета и отчетности, финансовый анализ, финансовый контроль и управление рисками, Кроме того, финансист должен разбираться в современном финансовом, хозяйственном и налоговом законодательстве, понимать базовые принципы составления финансовой документации и отчетности. Не лишними будут навыки и опыт привлечения финансирования, оптимизации налогообложения, организации эффективной системы управленческого учета.

Функциональные компетенции насчитывают до 65 позиций. Среди них составление платежного календаря, контроль исполнения бюджетов, разработка учетной политики для ведения управленческого учета, контроль кредиторской и дебиторской задолженности, контроль денежных потоков и так далее. В зависимости от отрасли, размера компании и стадии развития бизнеса набор функций может меняться, поэтому при поиске работы необходимо соизмерять имеющиеся навыки и компетенции с требованиями, указанными в описании вакансии.

К управленческим компетенциям относятся стратегическое мышление, умение расставлять приоритеты и распределять имеющиеся ресурсы, навык постановки задач сотрудникам и умение делегировать, способность мотивировать на достижение поставленных целей и контролировать результат, а также способность вести конструктивный диалог и отстаивать свою позицию при принятии управленческих решений. Финансовому директору необходимо ориентироваться на результат, гибкость и креативное мышление, которые помогут быстро находить нестандартные решения поставленных задач в постоянно меняющихся условиях, которые присущи современному бизнесу.

К личностным качествам успешного финансиста кроме ответственности и стрессоустойчивости относятся и другие так называемые soft skills: коммуникабельность, проактивность, скорость и интуиция.

Не расстраивайтесь, если пока не обладаете всеми необходимыми навыками и компетенциями. Дальше мы разберем сильные и слабые стороны каждой из стартовых позиций, которые помогут определить что нужно прокачать в первую очередь.

5 стартовых позиций: сильные и слабые стороны

С каких позиций чаще всего приходят на должность финансового директора? Переход на один шаг по карьерной лестнице с позиции заместителя выглядит вполне логичным, но 43% финансовых директоров, опрошенных одним из профессиональных журналов, раньше работали главными бухгалтерами, а 14% возглавляли планово-экономические отделы.

Другими стартовыми точками на пути к должности финансового директора являются аудитор, налоговый консультант, бухгалтер на участке, сотрудник банка или страховой компании и так далее. Разберем сильные и слабые стороны каждой из этих позиций.
ПОЗИЦИЯ
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
Главный бухгалтер
1. Знание принципов учета.
2. Знание систем учета (например, 1С) и умение в них работать.
3. Знание налогов.
4. Знание гражданского права и законодательства.
5. Наличие опыта внедрения проектов.
1. Концентрация на прошлом (учет свершившихся событий), а не на будущем (достижение поставленных целей).
2. На первом месте — налоги, а не запрос бизнеса.
3. Слабые знания финансового анализа, неумение делать выводы.
4. Слабое знание Excel.
5. Слабые менеджерские компетенции. 6. Сложности с принятием финансовых решений.
­­­­Бухгалтер на участке
1. Знание принципов учета и программ для автоматизации.
2. Знание основ налогового законодательства и гражданского права.
1. Все пункты, которые относятся к главному бухгалтеру.
2. Ограниченность возможностей карьерного перехода: начинать придется с низших позиций в крупных компаниях или с позиций удаленного финансиста на аутсорсинге.
Аудитор, консультант
1. Опыт работы с разными компаниями из разных отраслей.
2. Умение работать с большим объемом информации.
3. Наличие здорового скептицизма
4. Понимание экономической сущности финансов.
5. Умение четко формулировать мысли.
6. Знание принципов и программ учета.
7. Знание законодательства.
8. Наличие профессиональных связей и навыки нетворкинга.
1. Взгляд на бизнес со стороны и по верхам, без глубины.
2. Слабое понимание как работает реальный бизнес.
3. Умение поставить диагноз, но отсутствие умения «назначить лечение».
4. Способность видеть риски, но не возможности.
5. Наличие перекоса в сторону налогов, а не запросов бизнеса.
6. Отсутствие опыта внедрения проектов в реальном бизнесе.
7. Слабое владение Excel.
8. Отсутствие опыта администрирования команды.
Банковский сотрудник
1. Способность привлечь финансирование для бизнеса.
2. Умение коммуницировать с руководителем и собственником бизнеса.
3. Умение проводить оценку бизнеса, анализировать показатели и делать выводы.
4. Понимание отчетности.
5. Наличие профессиональных связей и навыки нетворкинга.
1. Взгляд на бизнес со стороны и по верхам, без глубины.
2. Слабое понимание как работает реальный бизнес.
3. Слабое знание принципов учета, налогов.
4. Слабое знание хозяйственного и налогового законодательства.
5. Отсутствие опыта работы и внедрения проектов в реальном бизнесе.
Экономист, аналитик, контролер, плановик
1. Есть ролевая модель (если руководителем был финансовый директор), есть с кого брать пример
2. Знание экономики бизнеса.
3. Умение анализировать и делать выводы.
4. Знание Excel.
5. Знание и понимание управленческой отчетности.
6. Умение работать с большими объемами информации
1. Отсутствие опыта администрирования команды.
2. Сложности с принятием решений.
3. Проблемы с проактивным подходом.
При отклике на вакансии необходимо делать акцент на сильные стороны и презентовать их потенциальному работодателю. Слабые стороны — это зоны роста, которые необходимо прокачать, чтобы построить успешную карьеру финансиста.

Получить необходимые для профессионального роста знания финансового менеджмента можно разными способами. О преимуществах и недостатках пяти из них можно прочесть в статье «Финансовый менеджмент: наука или искусство?», а вопрос профессиональных сертификатов подробно разбирался в статье «Международные сертификаты для финансиста».

Успешная карьера финансиста: 10 советов начинающим

1. Не бойтесь изменений в карьере. Если вы только начинаете свой путь и вас приглашают на работу или на собеседование – идите. Не надо пугаться раньше времени и обесценивать себя. Как правило, все не так страшно, как кажется. Новое место работы — это всегда неизвестность, но уже через полгода или год вы будете знать все процессы и вам начнет казаться, что вы переросли компанию. Плюсом всегда будет новый опыт, новые подходы, новые проекты, новые виды деятельности, новые люди.

2. Не гонитесь сразу за деньгами, нарабатывайте опыт. Чем больше у вас в портфолио успешных проектов, решенных задач, сэкономленных ресурсов, тем выше ваша капитализация как специалиста. Учитесь у более опытных коллег, смотрите что и как они делают, задавайте вопросы, включайтесь в обсуждения, осваивайте новое.

3. Всегда думайте о пользе для компании, в которой работаете. Собственники и руководители меньше всего хотят видеть в финансовых менеджерах исполнителей. Им нужны проактивные сотрудники "про бизнес", которые помогут сделать компанию более эффективной, получать больше прибыли и денег.

4. Постоянно учитесь. Учеба это возможность взглянуть на объект другими глазами. Учиться не ради диплома или сертификата, а для развития профессиональных компетенций. Старайтесь сразу применить полученные знания на практике. Всегда думайте: чем эти знания полезны сейчас и чем могут пригодиться позже?

5. Изучайте все процессы. Финансист должен знать, что стоит за цифрами, как работают процессы, как устроено производство и продажи, какой цикл от производства до продажи, какие затраты и можно ли их сократить, централизовать или вообще отказаться от них?

6. Не засиживайтесь на одном месте. Идите всегда на позицию, которая выше вашей компетенции. Чтобы была ступенька вверх, а не вниз. Но помните, что чем выше вы взбираетесь по карьерной лестнице, тем меньше свободных вакансий, тем больше конкуренция и тем выше ответственность.

7. Берите на себя ответственность. Платят всегда за ответственность, а не за опыт и знания. Проактивная позиция и ответственность – залог высокого дохода. Позиция: «это не моя работа, мне за это не платят» всегда проигрышная.

8. Формируйте свою репутацию. Мир финансов очень узок. Всегда можно узнать у предыдущего работодателя почему человек ушел, что в его работе было хорошо, а что плохо.

9. Обосновывайте свою позицию всегда на цифрах. Разговаривайте с собственником и руководителем через цифры. Уберите эмоции, учитесь думать и аргументировать цифрами.

10. Говорите на понятном языке. Уберите бухгалтерский, аудиторский или банковский сленг и учитесь объяснять профессиональные термины простыми словами.
В заключение отметим, что опыт выпускников программы «Школа финансовых менеджеров» показывает, что достичь успеха возможно, даже если вы не выбрали эту профессию сразу после школы. Все зависит от мотивации и готовности работать ради изменений.
Наталья Удалова
автор курса по финансовому менеджменту для собственников и руководителей компаний, курса по повышению квалификации бухгалтеров и финансистов.
Понравилась статья?
Вы можете поделиться статьей в социальных сетях. Это просто:
Чтобы не пропустить новую статью в блоге и получать каждую среду полезные письма, подпишитесь на нашу рассылку
☑︎ Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь
c политикой конфиденциальности
Читать также:
ПОКАЗАТЬ ЕЩЕ