Операционная деятельность связана с тем, ради чего создавался бизнес — производством и реализацией товаров или услуг. Это направление отвечает за то, чтобы максимально эффективно использовать оборотные и внеоборотные активы компании с целью получения требуемого уровня прибыли.
Существует
четыре основных рычага, на которые может воздействовать финансовый менеджер, чтобы решить поставленную задачу в рамках операционного направления:
1. Управление ценообразованием. Самым очевидным способом увеличить прибыль является повышение цен. Однако, рынок накладывает свои ограничения, устанавливая баланс спроса и предложения, поэтому рост цен на товары или услуги компании быстро исчерпывает свой потенциал. Есть еще несколько инструментов, которые можно применить, управляя ценообразованием:
— оптимизация товарной матрицы за счет
АВС и
XYZ-анализа;
— гибкая ценовая политика в отношении разных групп покупателей и заказчиков;
— тщательный
расчет скидок и акций.
2. Управление затратами и их структурой. Как и в случае с ценообразованием, самый очевидный способ сократить затраты до минимума имеет свои ограничения, которые связаны с требованиями к качеству производимых товаров или услуг или к сервису. В этой ситуации финансовый менеджер может использовать такие инструменты, как:
— максимальный
перевод постоянных затрат в переменные для снижения рисков в случае кризиса;
— маневрирование в рамках основной
финансовой модели, которое позволит использовать текущую рыночную ситуацию, «переключая» бизнес из устойчивого состояния в рискованное и более прибыльное;
— контроль структуры затрат и доли каждой статьи в выручке;
— финансовое моделирование по нескольким сценариям «что, если» для расчета ожидаемого эффекта от сокращения персонала, перевода части операций на аутсорсинг и так далее;
— жесткий контроль за численностью персонала и обоснование необходимости увеличения штата даже на одну единицу;
— анализ потерь на всех участках производственного цикла и разработка мер по их минимизации;
— оптимизация бизнес-процессов.
3. Управление оборачиваемостью. В этом направлении чаще всего «зарыты» миллионы и для финансового менеджера открывается огромное поле деятельности:
— поддержание оптимальной структуры оборотного капитала;
— повышение или сокращение оборачиваемости по нужным элементам оборотного капитала;
— оперативное размещение временно свободных денежных средств в краткосрочные депозиты и overnight;
— работа по установлению предельно допустимых сроков отсрочки по договорам с покупателями и заказчиками;
— работа по установлению максимально выгодных условий по отсрочке от кредиторов;
— расчет оптимального уровня запасов с учетом графиков поставок, стоимости транспортировки и так далее;
—управления тремя циклами — операционный, финансовый, производственный.
4. Управление эффективностью и рентабельностью бизнеса. В этом направлении кроются гораздо более глубокие вопросы, чем «почему рентабельность по EBITDA настолько ниже, чем рентабельность по валовой прибыли». Финансовый менеджер должен решать такие задачи, как:
— обеспечение требуемого уровня доходности на капитал и рентабельности активов;
— активное участие в процессе бюджетирования для выполнения поставленных целей;
— расчет и использование различных рычагов влияния для роста рентабельности;
— повышение
эффективности персонала и бизнес-процессов;
— повышение производительности труда.