По данным исследования НАФИ, каждый третий предприниматель в России имеет низкий уровень финансовой грамотности, а две трети никогда не проходили обучения, связанного с управлением финансами. 48% представителей компаний малого и среднего бизнеса принимают финансовые решения интуитивно, без использования инструментов планирования. 52% собственников и руководителей не готовы использовать заемный капитал, 58% являются сторонниками очень осторожной и консервативной стратегии, готовы получать невысокий доход, но при этом нести низкие риски.
Все это объясняет многое: значительному числу компаний не удается преодолеть «долину смерти» и выжить в условиях жесткой конкуренции, страх привлекать финансирование лишает бизнес возможности расти и масштабироваться, отсутствие навыков и умения управлять рисками ведет к замедлению развития. Но почему обучение необходимо собственнику и руководителю?
Прежде всего, именно собственники и руководители принимают решения по важным для бизнеса вопросам о том, продолжать ли ту или иную деятельность, вкладывать ли средства в тот или иной проект, продавать ли ту или иную продукцию. Эти решения могут иметь серьезные последствия, поэтому важно использовать не только интуицию и предпринимательское «чутье», но и более твердую основу в виде цифр и показателей.
«Цифры не принимают решения за вас, хотя и становятся основой для принятия решений, — пишет Тим Филлипс в книге „Управление на основе данных“. — Если вы хотите добиться роста на 352%, или 35,2%, или 3,52% и при этом ваши конкуренты в ведении бизнеса опираются на данные, а вы продолжаете играть в „угадайку“ [или принимать важные решения на основе интуиции], ваши шансы на успех ничтожно малы».
Как ни парадоксально это звучит, знание основ финансового менеджмента позволит лидеру компании уйти от операционной рутины и сосредоточиться на стратегических задачах. Секрет — в умении задавать нужные вопросы и ставить правильные задачи тем, кто работает в компании, в том числе и финансовому директору. Верн Харниш в книге «Развитие бизнеса: инструменты прибыльного роста» писал: «Самые лучшие руководители умеют задавать правильные вопросы и обращаются за ответами к сотрудникам, клиентам, консультантам или широкой общественности. Чем меньше предприятие зависит от своего лидера, тем выше его ценность».