Бюджет — это утвержденные подробные планы развития компании:
а) бюджет доходов и расходов (БДР)
б) бюджет движения денежных средств (БДДС)
Бюджетирование — это процесс построения бюджетов.
Бюджеты могут строиться на год, квартал, месяц. Чем более развита компания в плане управления финансами, тем больше горизонт бюджетирования.
Цель бюджета — показать путь к намеченной финансовой цели компании. Поэтому целесообразно строить бюджет, когда компания имеет стратегическую цель своего развития и с помощью бюджетов достигает ее. Как правило, стратегическая цель компании формируется в финансовой модели, которая строится на 3−5 лет и предполагает рассмотрение разных сценариев.
На основании утвержденного стратегического сценария и финансовых показателей, которые декомпазированы до текущего времени и строится бюджет — это способ построения бюджета от стратегической цели, как бы «сверху вниз». Можно строить бюджет и не имея стратегической цели, т. е. от текущего момента к несуществующей цели, как бы «снизу вверх». В этом случае компания, как правило, имеет не высокие темпы роста в среднем 10−20%, в то время, как имея стратегическую цель, компания может расти на 100 и более процентов в год.
Бюджетирование начинается с построения бюджета продаж, а потом под планируемые продажи формируются бюджеты расходов. Бюджеты расходов строятся по каждой статье: оплаты труда, маркетинг, аренда, хозяйственные расходы, налоги и т. д. У каждого бюджета должен быть свой «хозяин» — сотрудник, отвечающий за доходы и расходы по статье. В дальнейшем этот сотрудник будет отвечать за исполнение бюджета и за отклонения фактических данных от запланированных.
Бюджеты могут строиться двумя способами: традиционный (плановый) способ, который опирается на статистику предыдущего периода плюс процент роста. И более современный способ ZBB — zero base budgeting, это бюджет с нулевой базой, который предусматривает обоснование всех расходов, а не только превышающих прошлый период.
На основании утвержденных бюджетов, утверждаются финансовые цели компании (KPI), которые должны быть достигнуты. В случае их достижения, сотрудники получают бонусы, в противном случае нет.