Допустим, вы провели переговоры со всеми контрагентами, обновили прогноз в Платежном календаре, но все равно есть период с отрицательным остатком денежных средств. Значит, пора прибегнуть к заёмному финансированию. Расчеты в календаре покажут, сколько именно средств и на какой период вам нужно — и это поможет избежать трат на лишние проценты и комиссии.
Существует несколько источников заёмного финансирования для микробизнеса. Самый доступный — привлечение денежных средств от собственника компании или предпринимателя, который действует в другой юридической форме. Оно может осуществляться в нескольких формах:
1. Привлечение займа с заключением договора, в котором указывается сумма, срок, условия и порядок возврата. Собственник выступает как обычное частное лицо, которое даёт бизнесу деньги в долг и рассчитывает получить их обратно с процентами.
2. Внесение денежных средств в качестве добавочного капитала. В этом случае собственник не претендует на возврат средств, а по сути предоставляет их безвозмездно на развитие бизнеса. Если у вас ИП или статус самозанятого, то добавочный капитал в этом случае следует рассматривать как термин управленческого учёта и отразить его сумму в управленческом балансе.
Когда создается компания, есть уставный капитал. Если собственник вносит доп средства в описанном варианте, то это добавочный капитал — это элемент раздела баланса, входит в «Капитал и резервы». Если предприниматель действует как ИП или самозанятый, у него нет уставного капитала, он не обязан формировать и предоставлять бухгалтерскую отчетность, но при этом предоставляя деньги своему бизнесу, может использовать этот термин не как бухгалтерский, а для целей управленческого учета.
3. Увеличение уставного капитала компании, которая действует в форме ООО. Этот способ потребует внесения изменений в учредительные документы и их регистрации в налоговых органах.
Другими источниками заёмного финансирования могут быть кредиты банков (в том числе овердрафты) и займы от сторонних организаций возможно, но не все они охотно финансируют микробизнес, тем более на покрытие кассовых разрывов. А такие формы, как факторинг (продажа банкам или специальным компаниям) дебиторской задолженности, лизинг (особая форма целевого кредитования) транспорта и оборудования, и вовсе считаются пока экзотическими продуктами для небольших компаний. Тем не менее стоит знать об этих способах и заранее провести переговоры с обслуживающим банком о перспективах финансирования.