Если оставить за скобками этап постановки стратегических целей, которые должен определить собственник, о чем я писала выше, потому что об этом не напишешь в короткой статье, можно сразу перейти к техническим этапам.
Как правило, бюджетирование начинают с Бюджета доходов и расходов (БДР) ─ аналога Отчета о прибылях и убытках (ОПУ). Структура БДР и ОПУ одинакова: все начинается с выручки, из которой последовательно вычитают себестоимость и расходы, показывая промежуточные виды прибыли. Поэтому и составлять бюджеты начинают бюджета продаж (бюджет выручки), потом считают бюджеты себестоимости и бюджеты расходы, которые логически связаны с выручкой — переменные расходы и не связанные с выручкой — бюджеты постоянных расходов.
У каждого бюджетного дохода и расхода должен быть ответственный. Их назначают, исходя из того, как организовано управление в компании. Если у вас нет структуры управления, то ее надо обязательно продумать, составить на бумаге и утвердить, чтобы каждый менеджер и сотрудник знал, кому он подчиняется, за что отвечает и какими правами обладает. В каждой компании будет свое распределение полномочий, прав и обязанностей, а значит свое распределение центров финансовой ответственности. После создания такой суперважной схемы для формализации управления и бизнес-процессов, вам не составит труда закрепить за каждой статьей доходов и расходов ответственного менеджера.
Например, за выручку отвечает отдел продаж, за маркетинг и рекламу — отдел маркетинга, за расходы на персонал — отдел кадров и т. д. Цель ─ сделать так, чтобы ответственность не пересекалась, у каждого менеджера должны быть свои финансовые показатели, которые он должен достигнуть. Так начинается этап разработки бюджетов каждым менеджером.