прямые и косвенные


Мы выяснили, что такое Затраты и Расходы, теперь надо идти дальше и посмотреть на их классификацию. В этой статье я буду говорить только про Затраты, потому что ранее мы выяснили, что все расходы когда-то были затратами.
Классификация затрат нужна для того, чтобы анализировать их с разных углов зрения для управления бизнесом.
Чтобы упростить задачу я рассмотрю только 2 самые простые классификации, которые используются повсеместно. Это деление затрат на:

  • Прямые и косвенные
  • Переменные и постоянны

Зачем нужна разная классификация затрат? Почему нельзя обойтись только одной, например, Прямые/Косвенные?

Поясню — это 2 разные метрики, которые по-разному характеризуют бизнес и наиболее полная картина возникает, когда есть информация о Прямых/Косвенных и Переменных/Постоянных. Это также, как у ребёнка есть 2 метрики: рост и вес. Ориентируясь только на одну из них, нельзя сказать, что ребёнок здоров. Также и с бизнесом — нельзя сказать, насколько бизнес здоров, ориентируясь только на одну классификацию.

В этой статье про Прямые/Косвенные.

Деление затрат на Прямые и Косвенные необходимо для того, чтобы определить Валовую прибыль и Рентабельность по валовой прибыли.

Если в компании несколько видов деятельности/проектов/контрактов/ магазинов/ресторанов, иными словами, более одного объекта анализа, то деление на Прямые/Косвенные — целесообразно и необходимо. В этом случае мы определим Валовую прибыль и Рентабельность по каждому объекту анализа и примем решение об их дальнейшей судьбе.
Если объект анализа один: один вид деятельности / один магазин / один проект, то деление на Прямые/Косвенные — бессмысленно, поскольку все затраты будут Прямые.



  • Выручка — Прямые затраты = Валовая прибыль
  • Валовая прибыль — Косвенные затраты = Операционная прибыл

Прямые затраты
— это, те затраты, которые напрямую относятся на анализируемый объект.
Например, если у нас есть 3 магазина и нам надо определить, какой из них более рентабельный, нам надо собрать все затраты, которые генерит каждый магазин своей деятельностью за период (например, месяц): аренда, коммуналка, ЗП всех сотрудников, все премии и бонусы, все налоги, связь, интернет и т. д. А также себестоимость всех проданных товаров за месяц.

Косвенные затраты (которые превратятся в расходы) — это, все, что связано с обслуживанием анализируемых объектов — административно-управленческие расходы. Косвенные расходы не делятся на объекты анализа, а собираются общей суммой, потому что они относятся ко всем объектам сразу.
Например, для обслуживания 3-х магазинов необходимо: аренда офиса, покупка канцелярии, обслуживание автомобиля, ЗП директора, бухгалтера, отдела закупок и прочего персонала, которые не относится напрямую на магазины, а действует в интересах всех магазинов, налоги с ФОТ, реклама и др. расходы.

Правило, по которому можно легко понять, какие затраты Прямые, а какие Косвенные — задать вопрос:
если не будет анализируемого объекта впринципе, то какие затраты «уйдут»?

Когда определены Прямые затраты под каждый анализируемый объект, то можно посчитать Валовую прибыль каждого объекта и понять рентабельность по Валовой прибыли.
Рентабельность по валовой прибыли (объекта) = Валовая прибыль (объекта) / Выручка (объекта)

Например, если мы из Выручки каждого из 3-х магазинов вычтем Прямые затраты каждого магазина, то получим Валовую прибыль каждого магазина, а значит можем определить рентабельность каждого магазина и понять, какой из них работает лучше, а какой хуже и почему?
Амортизация, выручка, кассовый метод и еще десяток важных для бизнеса терминов простым языком в "Финансовом словаре предпринимателя" от FinAnswers.
Подписаться на рассылку
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы каждую неделю получать полезные письма -