переменные
и
постоянные


Классификация затрат на переменные/постоянные нужна для того, чтобы определить маржинальную прибыль и рентабельность по маржинальной прибыли (маржинальность). А все это вместе — нужно для того, чтобы посчитать Точку Безубыточности бизнеса в целом или каждого направления.

Деление на прямые/косвенные затраты не зависит от количества видов деятельности, проектов, контрактов, магазинов, ресторанов. Делить затраты можно как на бизнес в целом, так и на каждое направление отдельно, в зависимости от цели, которую вы преследуете.

Переменные затраты — это затраты, которые на 100% зависят от выручки!

И это основное условие. Правило для определения переменных расходов очень простое, задайте себе вопрос:

Если выручки не будет, то каких затрат не будет?

Очевидно, что не будет себестоимости того, что вы продаете (товаров, работ, услуг), но возможно есть и еще затраты, которые зависят от выручки на 100%. Если такие затраты есть, то они дополнительно с себестоимостью будут включены в переменные затраты. Часто это может быть переменная (бонусная) часть заработной платы, которая зависит от объема продаж. В моей практике это была переменная часть арендной платы, которая зависела от выручки магазина/ ресторана.
Постоянные затраты — это затраты, которые не зависят от выручки!

Они возникнут в любом случае, продадите вы что-нибудь или нет. Примером постоянных затрат могут быть: арендная плата, зарплата сотрудников в виде окладов, маркетинговые расходы, налоги, проценты за займы/кредиты и т. д. Вообще большинство затрат, как правило, являются постоянными. Если сгруппировать постоянные затраты, то к ним будут относиться: административно — хозяйственные расходы, коммерческие расходы, постоянная часть общепроизводственных расходов.

Выручка — Переменные затраты = Маржинальная прибыль

Маржинальная прибыль — Постоянные затраты = Операционная прибыль

Маржинальная прибыль, является прибылью от продаж. Но для анализа нам важнее понимать рентабельность по маржинальной прибыли (маржинальность) — относительную величину, а не абсолютную.

Рентабельность по маржинальной прибыли (%) = Маржинальная
прибыль*100%/Выручку

Рентабельность по маржинальной прибыли показывает, сколько рублей маржинальной прибыли содержится в 100 рублях выручки и позволяет анализировать объекты или периоды.
Амортизация, выручка, кассовый метод и еще десяток важных для бизнеса терминов простым языком в "Финансовом словаре предпринимателя" от FinAnswers.
Подписаться на рассылку
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы каждую неделю получать полезные письма -