БУХГАЛТЕР И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ.
НЕ НАДО ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕД.
Хочу рассказать как построен учет в крупном бизнесе. Это позволит предпринимателям понять, почему надо всегда считать эффективность труда и почему только самые эффективные компании вырастают из малого в средний и крупный бизнес.

Всю свою карьеру я работала в крупных и очень крупных частных компаниях, российских и международных. Все компании без участия государства - это важно отметить, т.к. это реальный бизнес с реальной конкуренцией и рыночными законами. Последние 8 лет я работала в компаниях Бургер Кинг и Дикси, поэтому понимание как построен учет в ретейле и фаст фуде у меня есть.

В крупных компаниях вопрос учета решается просто и системно - весь учет ведет бухгалтерия! Это аксиома!

Почему так? Крупные компании всегда занимаются оптимизацией затрат, иначе они не стали бы крупными, поэтому позволить себе вести отдельно бухгалтерский и управленческие учеты они не могут, да и смысла в этом никакого нет - это не эффективно! Надо считать эффективность по формуле:

Эффективность = Результат / Затраты


По этой формуле можно считать эффективность любого процесса или показателя. Поставьте в числитель заработанную прибыль или полученную выручку за период, а в знаменатель количество людей в бухгалтерии за этот же период. Получите эффективность на одного бухгалтера (прибыль или выручку). Этот показатель надо отслеживать регулярно. Очевидно, что эффективность должна только расти.

В крупных компаниях бухгалтерия не является агентом налоговых органов или государства. Безусловно, налогам уделяется огромное внимание, включая налоговое планирование и налоговую оптимизацию, однако, никто не ставит во главу угла налоговый учет. Он является всего лишь одним из видов учета, который должен вестись в компании, но совсем не главным. Кроме налогового учета существуют еще бухгалтерский и управленческий учеты, которым уделяется существенно больше внимания, т.к. именно они дают информацию для управления бизнесом.

Так надо или не надо разделять учеты? И да и нет! Надо объединить то, что можно объединить и разделить то, что нельзя объединить. Причем все это надо сделать в рамках одной учетной базы.

Да, разделять надо: надо отделить то, что никак нельзя соединить. А именно, надо отделить налоговый учет от всего остального учета. Почему? Очень просто: налоговый учет строится по особым правилам, которые не имеют экономической логики и смысла. Налоговый учет нужен только для расчета налогов и все! Даже не пытайтесь делать выводы из данных налогового учета. Это бессмысленно и вредно! Надо запомнить, что налоговый учет только для расчета налогов (прибыль, УСН, НДС). Отвечает за налоговый учет главный бухгалтер. Вести налоговый учет может консультант, заместитель главбуха или аутсорс - это вопрос внутренний.

Нет, разделять учеты не надо: надо соединить то, что можно соединить. А именно, надо соединить бухгалтерский и управленческий учеты. Действительно, если налоговый учет вынесен за скобки, то разницы между бухгалтерским и управленческим учетом практически не остается. Более того, Закон "О Бухгалтерском учете" совершенно не противоречит логике управленческого учета и полностью ей соответствует (могу написать об этом подробнее в другой статье). Разница между бухгалтерским и управленческим учетом в глубине аналитики. Бухгалтерский учет не требует столь глубокой аналитики управленческого учета, но и не запрещает ее вести.

Но такое разделение и объединение учетов требует особых бухгалтеров. Я называю их - "бухгалтер нового типа", т.е. это люди, которые понимают, что они в-первую очередь работают на бизнес и от их работы зависит какие данные получат менеджеры и акционеры компании. А во-вторую очередь, они являются "агентами государства". Только такой подход дает возможность эффективно использовать труд бухгалтера и вовлечь его в бизнес - что чрезвычайно важно!

В малом бизнесе все совершенно иначе, к сожалению. Считается, что бухгалтер это на 100% агент государства и он не в состоянии работать на бизнес. На мой взгляд это большое заблуждение предпринимателей и консультантов, которые навязывают такой подход. Я вижу свою задачу в том, чтобы развеять этот миф и изменить подход к учету. Если малый бизнес хочет расти и быть эффективным, то не надо изобретать велосипед, надо использовать лучшие практики крупного бизнеса. И помните, что бизнес - это командная работа и искусства менеджмента заключается в том, чтобы сделать из бухгалтера члена команды, а не пассажира.

Хотите узнать больше и применить на свой бизнес? Приходите на индивидуальную консультацию или на курс по финансам "Финансы. Инструкция по применению".

Укажите свой e-mail, чтобы узнавайте
о свежих статьях в моем блоге